Логотип

 

Семинар-практикум с элементами тренинга на тему

«Наш коллектив – это сила»


 

Подготовила

 педагог-психолог

Самаркина  Лилия Владимировна

                                (в рамках выполнения годового плана, сентябрь 2014 год)

                                                                                                                 ст воспитатель Тарасова Г.В.

 

 

Цель : снятие эмоционального напряжения, посредством группового взаимодействия для укрепления психологического здоровья; формирование хорошего психологического климата с помощью сотрудничества и взаимопомощи внутри группы; познание своих положительных и отрицательных качеств (на сознательном и бессознательном уровне, мешающих принятию себя).

 

Ход семинара:

Психолог вводит правила группы.

- Прежде чем начать работать, мы должны вспомнить правила в группе:

1. Здесь и теперь: мы говорим только о том, что происходит с нами в данный момент. Какие мысли, чувства вы переживаете в данный момент.

2. Искренность и открытость: чем более откровенными будут рассказы о том, что вас волнует и интересует, чем более искренними будут выражения ваших чувств, тем более эффективной будет ваша работа.

3. Конфиденциальность: все, о чем говорится в группе относительно конкретных участников, должно остаться внутри группы.

 

Упражнение 1 «Имена прилагательные»

Каждый из вас выбирает себе имя прилагательное, характеризующее вас положительно. Каждый называет свое имя в сочетании с именем прилагательным (например, Ласковая Лиля).

- Послушайте притчу о молодом человеке:

Не покладая рук. Но прошло 10 лет и он, с сожалением заметил, что жизнь в городе, какой была, такой осталась, люди не изменились. Тогда он решил воздействовать на членов своей семьи, изменить их. Но и через 5 лет он не увидел результатов своего труда. Тогда он решил измениться сам, он пересмотрел свои взгляды. Свое отношение к людям и с удивлением заметил, что изменились люди, окружающие его, изменился мир вокруг.

- Скажите пожалуйста, кто из вас пытался изменить мир, членов семьи или хотя бы самого себя? Результат?

Вывод: изменить мир невозможно, но можно изменить себя и свое отношение к миру, людям.

 

Упражнение 2 «Кто Я?»

- Возьмите лист бумаги, ручку и ответьте на вопрос «Кто Я?». Правильных и неправильных ответов тут быть не может. Ответ должен быть как можно открытым и честным.

По окончании работы подведем итоги: не более 8 – прячетесь, не открываетесь до конца. 9-10 – средний уровень. 10 и более – высокий уровень, думаете о себе, не стесняетесь себя. Более 20 – вы перехитрили себя. Это не игра кто больше.

Выступление психолога:

- В 1945 году Рене Шпиц наблюдая за детьми из Дома ребенка заметил: несмотря на хороший уход, они отставали в физическом и эмоциональном развитии от тех детей, которых воспитывали родители или близкие родственники. Шпиц сделал вывод, что детям-сиротам не хватает ласки и похвалы. На основе этого и других , подобных ему исследований, Берн и разработал теорию «поглаживаний». Слово «поглаживание» отражает детскую потребность в прикосновениях. Берн заметил, что став взрослыми, люди по-прежнему стремятся прикасаться друг к другу, словно подтверждая свое физическое существование. Но выйдя из детского возраста, люди попадают в общество, где физические контакты строго ограничены, поэтому приходится довольствоваться замещением этой потребности другими формами признания, или «поглаживаниями». Улыбка, короткий разговор или комплимент – все это знаки того, что вас заметили и это доставляет нам радость.

 

Упражнение 3 «Карусель»

- Встаньте в два круга: внутренний спиной к центру и внешний – лицом к центру, образуя пары. По сигналу ведущего круги начинают двигаться меняясь в парах. В каждой паре участник должен сказать комплимент.

- Что больше понравилось: дарить комплимент или его получать?

 

Упражнение 4 «Сердце коллектива»

- Знаете ли вы, что у каждого коллектива есть свое сердце. Я хочу, чтобы вы сейчас сделали друг другу что-нибудь приятное. Напишите свое имя на листе бумаги и сложите его. Это надо для того, чтобы каждый из вас мог потом вытянуть жребий с чьим-нибудь именем. Я принесла большое сердце, которое станет сердцем нашего коллектива. Придумайте дружескую приятную фразу в адрес того, чье имя вы вытянули по жребию. Возьмите маленькое сердечко и запишите на нем то, что вы придумали. Затем мы приклеим все маленькие сердечки на наше большое сердце.

- А сейчас я хочу дать вам несколько рекомендаций, как снять нервное напряжение:

1.Научитесь по возможности сразу сбрасывать негативные эмоции, а не вытеснять их в психосоматику. Как это можно сделать в условиях работы в детском саду:

- громко запеть;

- резко встать и пройтись;

- быстро и резко написать или нарисовать что-то на доске или листе бумаги;

- измалевать листок бумаги, измять и выбросить.

2. Если у вас имеются нарушения сна, старайтесь читать на ночь стихи а не прозу. По данным исследований ученых, стихи и проза различаются по энергетике, стихи ближе к ритму человеческого организма и действуют успокаивающе.

3. Каждый вечер обязательно становитесь под душ и проговаривая события прошедшего дня, «смывайте « их, т.к. вода издавна является мощным энергетическим проводником.

Предлагаем всем попить чай для бодрости и обсудить, что понравилось в семинаре, что не понравилось. Внесите ваши предложения.